Особенности миграционной политики в РФ

Добрый день, уважаемые посетители! Далее подробно описана тема Особенности миграционной политики в РФ. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его! Надеемся, что информация окажется Вам полезна

Рубрики

  • Без рубрики
  • Бизнес
  • Жизнь
  • Здоровье
  • Наука
  • Статьи
  • Строительство
  • Техника
  • Товары
  • Туризм

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ

Согласно принятым в международном сообществе представлениям, основой миграционной политики является баланс представлений о необходимости решения следующих проблем: демографической, освоения и удержания территорий государства, кадрового обеспечения экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов.

Нерешенность многих из этих проблем в современной России имеет своим результатом отток граждан нашего государства зарубеж.

Согласно данным Росстата, в 2022 году Россию покинули 32458 человек. В 2022 году из России выехали 33578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

В то время как в США и Израиль с каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось количество переселенцев из России в Чехию. Ежегодно в Чешскую республику переезжают около 400 человек. На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию. В два раза чаще в качестве своей новой родины русские стали выбирать Норвегию.

Обсуждение проекта Концепции государственной миграционной политики. Авторы проекта Концепции государственной миграционной политики РФ предполагают, что основная причина миграционного беспредела кроется в наличии системы квот. Любопытно, что корнем проблемы ведется не то, что исполнение этой «гибкой системы» практически никак не контролируется, а именно в самом наличии этих квот.

Проблема, со слов главы ФМС Константина Ромодановского, который презентовал проект документа в Общественной палате, заключается не в мигрантах, а в посредниках .

«Проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики. Закон позволяет применять квоты достаточно гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом. Никто не отменит квоту как регулятор», – ответил Ромодановскому бывший замдиректора ФМС и ныне президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.

Спорной представляется также и инициатива об упразднении такого документа, как разрешение на временное проживание, которое сейчас выдается трудовым мигрантам. Вместо него приезжим предполагается предоставлять временный или постоянный вид на жительство. Оправданность данной меры разве что с точки зрения антикоррюпционной и антибюрократической представляется недостаточной для того, чтобы инициатива стала реальной реформой. Данная мера является непопулярной в большинстве стран Европы. Например, в Испании нельзя стать резидентом, если ты просто купил там квартиру. Только лишь спустя год после приезда гражданин другого государства приобретает этот статус и может начать решать вопрос с видом на жительство и гражданством. Почему бы не пойти по этому пути? Таким образом, в течение года трудовой мигрант является просто иностранным гостем, который работает на территории России, и только в случае, если по истечении этого срока к нему нет претензий ни от правоохранительных органов, ни от работодателя, можно смотреть дальнейшие перспективы.

По мнению, директора Института демографических исследований, И.Белобородова, система квот должна быть, наоборот, усилена. «Их снятие будет означать открытие всех миграционных шлюзов, рост преступности, дальнейшую стагнацию российской экономики за счет использования примитивных форм первобытного труда, отсутствие даже намека на инновации и, в конце концов, полный саботаж всех деклараций премьера и президента на уровне руководства ФМС. Они ведь не слышат, что говорит руководство страны: Россия должна встать на позитивный путь социально-экономического развития. Существующие миграционные потоки и их регулирование в высшей степени этому препятствуют» — утверждает Белобородов.

В представленной концепции совершенно никак не отражается понятие селективной миграции, т. е. нет критериев отбора. Нет и намека на то, что в первую очередь нужно задействовать безработных граждан России, нет понятия межгосударственного диалога в плане снижения нежелательной для России миграции и возможного выноса ряда производств за пределы страны. Ведь часть европейских производств, например, размещена в Китае: они просто не захотели приглашать к себе огромное количество китайцев. Они вынесли туда производство, начиная от текстиля и заканчивая автомобилестроением и кораблестроением. И, надо признать, что эти страны ни разу еще об предпринятом шаге не пожалели, поскольку таким образом укрепили межгосударственные отношения, повысили доходность обеих стран и нашли занятие для избыточного трудоспособного и активного населения Китая.

То же самое могла бы осуществлять и Россия, например, в Средней Азии, размещая там плодоовощные комбинаты по заготовке фруктов и сухофруктов, заводы по производству соков, по производству строительных материалов. Это могло бы избавить Россию от необходимости держать на своей территории армию нелегальных, неустроенных и по определению склонных к криминалу мигрантов.

Возвращаясь к вопросу квот – они необходимы еще и потому, что есть определенные критические пределы количественного присутствия мигрантов на любых территориях. Сегодня стала насущной проблема столкновения цивилизаций, преодоления межкультурных барьеров. Критическая доля иноязычного и инокультурного населения, которое может комфортно уживаться с коренным в конкретной республике и стране, в целом составляет 7%. В России же эта критическая масса уже значительно превышена: у нас – от 15% до 20% мигрантов, включая нелегальных. Но когда на слабый, плохо размножающийся этнос налагается еще несколько пассионарных этнокультурных этносов с большой долей мужчин трудоспособного возраста – это уже, по мнению эксперта, «мирная форма оккупации».

К сожалению, в данной Концепции (имеющей все шансы быть принятой) не продемонстрирована никак осознанность необходимости грамотной реорганизации политики по привлечению соотечественников. По разным оценкам, их число составляет до 25 млн. человек. Реальный потенциал для репатриации составляет не менее 7 млн. человек. Однако этот ресурс сейчас не задействован, несмотря на сложную демографическую ситуацию. Сегодня нужно серьезно заниматься этим вопросом, создавать условия для комфортного проживания на территории страны: обеспечивать репатриантов жильем, работой, а не предлагать переезд в антисоциальные условия, сложившиеся в большинстве российских регионов.

России возможно стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются. Образец весьма грамотной миграционной политики демонстрирует так же и Израиль. Возможно, и его опыт следует изучить подробнее.

России необходимо дальнейшее позитивное технологическое развитие, инновации. Поэтому можно совершенно спокойно рассматривать возможность привлечения мигрантов из числа выпускников ведущих мировых вузов – России нужны лучшие топ-менеджеры, которые будут двигать отечественные компании вперед, программисты, ученые, автомобилестроители и т.д. Этих людей мы должны всячески агитировать и приглашать даже сверх установленных квот.

Но в предлагаемой концепции, разумеется, есть и прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается системы выставления баллов желающим жить и работать в России. Претендентам предстоит продемонстрировать владение русским языком и должной квалификацией, мотивировать свое пребывание на территории России. Данная инициатива имеет опыт отработки в других странах. В частности, позитивные плоды она долгое время приносила в США. Эту инициативу стоит развивать и совершенствовать: необходим комплекс критериев. В частности, обоснованной видится следующая мера – проверять потенциальных переселенцев на предмет законопослушности. Если у кого-то из них на родине были проблемы с законом – въезд для такого мигранта должен быть закрыт.

Альтернативная концепция. Фонд «Миграция XXI век» презентовал альтернативную государственной концепцию миграционной политики.

«Последствия ошибок и неверных решений в сфере российской миграционной политики могут быть гораздо хуже, чем, предположим, то, что происходит сейчас в Норвегии или Великобритании», – предостерегает президент Фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он заявил об этом, представляя в августе 2022 года альтернативную концепцию миграционной политики, одним из авторов которой он является .

«ФМС России существует уже около 20 лет, – напомнил Поставнин, – но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев». По его мнению, существующая формула решения миграционных проблем – «мина замедленного действия», которая не сегодня-завтра взорвется, и тогда последствия просчетов станут необратимыми.

Свою позицию относительно просчетов, которые допустило государство в миграционной политике, Поставнин озвучил следующим образом: «Конструкция институциональной структуры российского миграционного ведомства, как и много лет назад, базируется на двух основных столпах – регистрации и принимающей стороне. Эта модель себя изжила. Надо не приукрашивать фасад, а строить новый. От выступлений ФМС ничего не меняется. Нам говорят, что нелегальных иностранцев депортируют. Но мы-то видим, что творится на улицах, глаза-то у нас есть. Бороться с нелегальной миграцией нужно или за границей, или на границе. Вывезти 6 млн нелегалов с территории страны невозможно. Просто умножьте эти 6 млн на $1000 (столько стоит отправка одного иностранца на родину) – и вы поймете, что задача нерешаема. Милиционер, понимая, что некуда их везти, полагает, что проще взять деньги и отпустить». Особенно неприятно удивляет поощрение бездействия властей в этой ситуации главой Фонда.

Существующая сейчас практика временной регистрации мигрантов, по мнению авторов альтернативной концепции миграционной политики, также бесполезна: лишь 20-25% мигрантов ее оформляют, и только половина из них действительно проживает по указанному адресу. В итоге из учета выпадают порядка 90% иностранных тружеников. В связи с этим один из авторов альтернативной концепции Ольга Воробьева предлагает ставить мигрантов лишь на налоговый учет, присваивая им, как и гражданам РФ, индивидуальный номер налогоплательщика.

«Они (мигранты) не платят ни налогов, ни госпошлин, – рассказывает Вячеслав Поставнин. – Миграционные патенты и карты просто покупаются. Государством теряются колоссальные деньги – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».

Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, авторы альтернативной концепции миграционной политики предлагают создать отдельное министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в его структуру Федеральной службой по надзору. По мнению инициаторов, новое министерство могло бы заняться вопросами трудоустройства мигрантов, адаптации вновь прибывших кадров и взаимодействия с  диаспорами. Пока же помимо ФМС за отправление миграционной политики ответственны 7 структур, однако они не справляются со своими обязанностями. Именно поэтому данные обязанности предлагается перевести в компетентность специального министерства.

Существующую систему квотирования авторы альтернативной концепции считают жизнеспособной, но не в том виде, в котором она функционирует, а в адекватном «нормам миграционного законодательства в части возможности, а не обязательности» ее применения.

Вячеслав Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных» в решении вопросов, лежащих в плоскости миграционной политики. Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, собирают налоги и пошлины, но пусть и несут ответственность, вплоть до уголовной, за миграционную обстановку на вверенной территории».

Эти преобразования, по подсчетам директора Фонда «Миграция XXI век», будут приносить в бюджет по $6 млрд ежегодно. Именно столько Россия теряет в теневых потоках. А вот официальная концепция – в той редакции, которую недавно презентовал глава ФМС Константин Ромодановский – напротив, способна лишь стимулировать рост коррупции.

По заключению авторов альтернативного документа, государственная официальная концепция миграционной политики России до конца не отработана. Предлагаются различные инновационные решения, но не предлагаются механизмы. Как заявила вице-президент Фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова, в проекте государственной концепции «не проработан вопрос о том, какие кадры будут реализовывать миграционную политику, не проработаны вопросы изменения существующей нормативно-правовой базы, не прописан вопрос о сертификации профессиональных трудовых навыков мигрантов, которые приезжают в Россию, трудятся здесь по нескольку лет, осваивают какую-то специальность, но не имеют документов, подтверждающих это». Опасность на сегодняшний день заключается в том, что именно эту концепцию миграционной политики правительство планирует утвердить уже в 2022 году.

Половина преступлений в 2022 году в Москве совершено нелегальными мигрантами. Статистика, опубликованная ГУВД Москвы, свидетельствует о том, что за истекшие полгода мигранты совершили 13 203 преступления в Москве. Доля преступлений нелегалов в общей массе составила 48%, притом, что их численность в городе – 16%. Наличие в городе 2 млн нелегальных мигрантов признал мэр столицы Сергей Собянин . Согласно данным Федеральной службы миграции, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов.

Нелегальные мигранты обосновались в России, создав анклавы. Примечательно, что нелегальным работодателем для приезжих часто оказывается само государство. Согласно сведениям ресурса demoscope.ru, работники ГУП ЭВАЖД в районе Северное Чертаново поселились в парке на территории города. В неофициальных интервью сотрудники госструктуры признают, что таджики оформлены нелегально.

Вывод крайне прост, нынешняя миграционная политика, одной из характерных черт которой является то, что права мигрантов совершенно не обеспечиваются, оборачивается для страны ростом преступности в среде мигрантов и обострением национального вопроса.

Программа противодействия незаконной миграции на 2012-2014 гг. Как стало известно, 3 сентября 2022 года Совет министров иностранных дел СНГ одобрил и внес на рассмотрение заседания Совета глав государств проект Программы противодействия незаконной миграции на 2012-2014 годы. Проект Программы был разработан по поручению Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ. Данная программа является уже третьим по счету аналогичным документом, созданным в рамках Содружества. Срок действия предыдущей истекает в этом году.

Основными задачами Программы являются выработка и реализация согласованной миграционной политики, развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и сближение национального законодательства государств – участников Содружества, совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах стран СНГ.

Проектом документа предусматривается проведение совместных или согласованных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Лучшее за неделю

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

МП затрагивает широкий перечень вопросов:

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

Большую роль в миграционной политике любого государства играет трудовая миграция. Она существует в нескольких видах:

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.

Миграционная политика всегда формируется с учетом разных факторов. Среди них определяющими считаются:

Вам также могут понравиться

  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

Вам также могут понравиться

С экономикой вопрос обстоит немного сложнее. Специалисты склонны не выражать единого мнения относительно трудовой миграции и условно разделились на 2 группы:

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.

Усиление притока иностранцев однозначно положительно скажется на демографии и экономике страны, если правительство:

  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2022 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2022 года”.

В концепции собраны:

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

Концепция рассчитана на несколько этапов. Их общей целью являются:

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.

План мероприятий состоит из следующих пунктов:

  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.

Первые поправки будут внесены в нормативные акты:

  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».

Особое внимание в концепции уделено трудовой миграции. Теперь иностранцы могут официально трудиться только после совершения ряда действий:

  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

На все манипуляции отведено ровно 30 дней, в противном случае мигранту грозит существенный штраф (10000 рублей).

Основная цель разработанной концепции заключается в адаптации миграционной политики к:

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Миграционный юрист г. Санкт-Петербург, высшее образование СПбГУ, путешественница. Автор статей на сайте MigrantVisa.ru

Adblock
detector

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: